Артём Иванович Микоян
Артём Иванович Микоян (имя при рождении — Анушава́н Оване́сович Микоян) родился 5 августа 1905 года в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии в бедной крестьянской армянской семье. Его отец, Ованес Нерсесович Микоян работал на медеплавильном заводе в Манасе, а мать, Калита Омаровна Микоян, была домохозяйкой.
Начальное образование получил в сельской школе (два класса). После смерти отца в 1918 году мать отправила Артёма в Тифлис к двоюродной сестре Виргинии Туманян. Здесь он продолжил своё обучение в армянской школе.
В 1923 году он переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-дону, где работал токарем на заводе «Красный Аксай». В ноябре 1925 года прибыл в Москву, где устроился токарем на завод «Динамо». В декабре 1928 года был призван в ряды РККА и зачислен в пехоту. срочную службу проходил сначала в городе Ливны, а затем в Орле.
В 1931 году Микоян был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. С 1935 года он проходил производственную практику в Харькове. Там же он вместе с другими слушателями академии построил свой первый самолёт - лёгкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект и ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.
По окончании академии Микоян был назначен военным представителем на Государственный завод №1 (ГАЗ №1). В феврале 1939 г. на авиазаводе №1 c завод №156 было переведено КБ Н. Н. Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист, и вскоре ему было поручено контролировать разработку истребителя И-153.
В мае 1939 года на ГАЗ №1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре для реализации этого проекта было организовано отдельное КБ, в состав которого вошли лучшие конструктора ГАЗ №1 и в том числе М. И. Гуревич. Руководителем был назначен молодой авиаконструктор Микоян. Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1).
8 декабря 1939 года приказом Наркомата авиационной промышленности Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ №1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна.
8 сентября 1941 года в статусе главного конструктора награждён орденом Красной Звезды (в числе других сотрудников авиазавода ГАЗ №1, который выпускал тогда истребители МиГ-3) «За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолётов».
Член ВВП (б) с 1925 года. Депутат ВС СССР 3-8 созывов. Генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР (1968 г.)
Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.